Гордиться своим городом
Накануне 74‑й годовщины со дня рождения Североморска мы встретились с главой муниципалитета Владимиром Евменьковым. В интервью нашей газете он рассказал об очевидных преображениях и незаметных сразу, но очень важных для Североморска проектах, о больших стройках, помощи защитникам, а еще — о своих любимых местах в городе и о профдеформации.
— Владимир Васильевич, говорят, два раза в одну и ту же реку не войдешь. У Вас получилось. Если сравнить чувства от Вашего вступления в должность в 2017 году и в 2024‑м, что общего и в чем разница?
— Ну, разница точно в том опыте, который я получил за три года, когда был главой Североморска, и четырех лет в правительстве области. В 2017‑м был мой первый подход к муниципальной службе и к решению задач, стоящих перед главой, перед администрацией. Все делалось методом проб и ошибок. Теперь решения принимаются исходя из опыта. В этом главное отличие. А если говорить о том, что общего, то и в прошлый раз, и теперь буквально с первых дней мне пришлось столкнуться с решением серьезных проблем. В 2017‑м в большей степени это касалось ситуации с бюджетом. Хоть впереди были последние три месяца года, нам их нужно было прожить. А задач стояло больше, чем оставалось денег в бюджете. Но мы справились. А сейчас с первых дней необходимо было решать всем известную проблему с группой управляющих компаний, которые фактически не работали.
— А у Вас были опасения, что тот снежный ком проблем, который уже на старте отопительного сезона становился все больше, не удастся своевременно остановить?
— Я понимал, что нужно для стабилизации обстановки. Абсолютно очевидно было, что нужно вводить режим повышенной готовности, создавать некую группировку для решения вопросов. Тут сомнений не было. Я не опасался, что мы этот путь не пройдем.
— Какие реализованные проекты во время Вашего первого срока на посту главы Вы считаете наиболее важными для города? Было ли что-то, что не удалось воплотить в жизнь, но сейчас в планах возвращение к этим проектам?
— То, чего не успели, это загородный парк. Сам парк очень большой, поэтому любые связанные с ним проекты достаточно затратные. За счет муниципалитета сложно потянуть.
В 2019 году мы пытались заручиться выделением федеральных средств. У нас был неплохой проект, в котором предусматривалось развитие зоны исторических прогулок. Там же у нас стоит скульптура медведей и ее должны были обыграть в этом проекте. Работали над ним около полугода и затем выставили на конкурс «Малые города». К сожалению, не получили поддержку, так как по условиям участвовать могли только городские территории, а парк мы подали как загородный. Потом попытались попасть в федеральный проект «Парки и скверы», но началась пандемия. А после случился мой переход в правительство. Поэтому загородный парк — это упражнение, к которому мы подошли, но пока так и не выполнили.
А из завершенного: параллельно с тем, как мы заканчивали строительство детского сада в Североморске‑3, нам предложили поучаствовать в строительстве школы на 1200 мест. Теперь это лицей №1. Проект состоялся — и я этим горжусь.
Еще одно достижение — в том, что мы вообще сняли проблематику с очередью в детские сады, благодаря их строительству. Справедливости ради отмечу, что начался процесс еще до моего прихода. На приемах 2017–2018 годов, наверное, половина вопросов касалась очередей в садики. Сейчас таких обращений вообще нет.
Третий положительный момент: даже несмотря на пандемию, на продолжающиеся стройки, у нас всегда получалось смотреть вперед.
К примеру, когда началось строительство лицея, мы уже работали над проектом бассейна. Не все идею поддержали, потому как один бассейн в городе уже был. Нужно было обосновать необходимость строительства нового — городского. Мы этот путь прошли: доказали, и, кажется, уже в 2019 году добились финансирования на проектирование. Я рад, что от этого проекта не отказались.
Из свершившегося также важно назвать городской парк. В декабре 2017 года город выиграл грант, который нужно было потратить на благоустройство городской среды. Тогда появилась идея поставить площадку для воркаута в парке. Если честно, в то время я там был нечастым гостем. И мы пошли туда с председателем Совета депутатов Евгением Платоновичем Алексеевым — осмотреть место, где мы можем эту площадку установить. Тогда я поймал себя на мысли, что, во‑первых, парк — это очень здорово, а во‑вторых, он сильно запущен.
И вот тогда родилась идея начать с Аллеи спорта: сделать асфальтированный километровый круг, установить освещение, чтобы там можно было гулять, на лыжах кататься. Постепенно продолжались и другие преображения. Сначала и не думали о детской площадке. А теперь она там уже дважды обновилась. Не думали мы о скейт-площадке, которая, на мой взгляд, органично прижилась в парке.
— А какие позитивные изменения, преображения вскоре смогут увидеть жители Североморска?
— Сейчас идет ремонт ЦРБ, ДОФа, стадиона. Это очень важные для города объекты. Но объекты тяжелые, непростые. Поэтому не думаю, что мы увидим итог в этом году. Но надеюсь, что в 2026‑м эти проекты будут реализованы.
Есть вещи, которые визуально незаметны, но важны. К примеру, в рамках реновации ЗАТО запланировано строительство центра питания. Мало кто понимает, зачем он нужен. Дело в том, что Североморск не является центром генерации электроэнергии. У нас здесь есть так называемая ПС‑2, с которой раздается электричество. В 2017 году строился детский сад на ул. Матросской, по проекту он должен был быть с электрообогревом. Но к тому времени ПС‑2 уже работала с нагрузкой 102 процента, поэтому нам пришлось прокладывать к нему трубу «МЭС».
Нам важно построить в городе еще одну принимающую станцию, которая бы раздавала электричество для вновь создаваемых объектов. И когда программа реновации набрала свой ход, туда было включено строительство центра питания. От его появления люди какого-то моментального, очевидного эффекта не заметят. Но если мы этого не сделаем, то город в своем развитии остановится. Строительство центра питания позволит дальше распределять электроэнергию на новые объекты.
Если же говорить о видимом эффекте, то с проектами по увеличению освещенности мы уже заходили на ул. Пикуля, Гвардейскую, Авиаторов, в поселок Сафоново. А теперь нам удалось заложить в программу не отдельные участки, а увеличение освещенности уличной дорожной сети сразу на 11 проездах. Стоимость — около 150 миллионов. И мы надеемся, что это повлияет на качество жизни в городе.
Из того, что поменьше, — продолжается ремонт квартир.
Также мы работаем с областью, чтобы получить финансирование на строительство зала спортивных единоборств. Кстати, я впервые об этом рассказываю. Вопрос пока в стадии решения. Надеюсь, что у нас все получится.
Мы хотим «оживить» историю с индивидуальным жилищным строительством на ул. Матросской. Надеюсь, в этом году спроектируем подачу воды туда, ну и параллельно будем решать вопрос по проезду.
Продолжается масштабная замена сетей по всему городу. Это позволит нам улучшить качество горячей воды и обеспечить стабильный отопительный сезон.
— Еще в статусе кандидата на пост главы ЗАТО помощь участникам СВО и членам их семей Вы назвали одним из основных векторов своей программы. Какая работа сейчас идет в этом направлении? Что это значит лично для Вас?
— С начала СВО, когда я работал в правительстве региона, мы наладили взаимодействие с военнослужащими. Оттуда много знакомств. В том числе с командованием бригад, которые дислоцируются в Мурманской области. Потом началась частичная мобилизация. И мне довелось вместе с Андреем Владимировичем Чибисом проехать по всем местам подготовки военнослужащих, которые тогда пополнили ряды Вооруженных Сил страны. С 2023‑го года появился функционал, связанный с соцзащитой, поддержкой семей участников СВО и самих бойцов. И конечно, когда к этому прикасаешься, то равнодушным остаться нельзя. Когда ты разговариваешь с ребятами где-то на передовой, говоришь с теми, кто здесь остался их ждать, с членами семей тех, кто не вернулся с полей сражений, понимаешь, насколько им важна наша поддержка.
За последнее время нам удалось поменять систему сбора гуманитарной помощи: начали привлекать работающие в городе предприятия, социально ответственный бизнес. Мы ушли от системы, где отдавали то, что есть, и пришли к тому, как важно специально приобретать то, что ребятам необходимо. Две последних партии гуманитарного груза сформированы в соответствии со списком того, о чем просили сами ребята на фронте.
Что касается мер соцподдержки, то наверное, самое сложное, но уже реализованное решение — о возможности предоставления приватизации служебного жилья членами семьи тех, кто не вернулся с фронта. Мне поступило два обращения по этому вопросу от двух вдов. Решение непростое по технико-юридическому содержанию, но мне кажется, мы смогли учесть все нюансы. И эти семьи уже занимаются приватизацией жилья.
— Вы также говорили о важности наладить взаимодействие с Северным флотом более плотно. Что вы подразумевали под этим?
— Мы всегда остаемся на связи с командующим СФ Константином Кабанцовым. Решаем в том числе и вопросы помощи участникам СВО, членам их семей. К слову, в сборе помощи также активно принимают участие военнослужащие Северного флота.
— У Вас очень плотный график. Есть ли у Вас возможность иногда прогуляться по городу?
— Только в выходные. Это точно воскресенье и примерно полдня в субботу.
— А какие в городе любимые места?
— Городской парк.
— Любите просто прогуляться, походить?
— Ну, может быть, не просто походить, а интенсивно походить или побегать.
— Снова работая в Североморске, Вы стали чаще видеться с семьей?
— Нет, не стал. Жена сказала, что между работой в Мурманске и в Североморске в том, что касается времени, разницы нет: домой я раньше возвращаться не стал. Примерно полтора дополнительных часа, которые раньше уходили на дорогу в Мурманск и обратно, теперь я провожу в кабинете.
— Есть ли у Вас профдеформация: Вы всегда смотрите на город как глава, отмечая, что сделано хорошо, а что нуждается в доработке, или можете абстрагироваться?
— Это уже как в сказке про Снежную королеву, когда осколок разбитого зеркала изменил восприятие мира. Поэтому, бывает, идешь сначала, чему-то радуешься, а потом переполненная урна может испортить все впечатление и настроение. Честно, хотелось бы смотреть и видеть, как все хорошо, но обычно смотрю, отмечая, как бы сделать еще лучше.
— Чего Вы бы хотели пожелать североморцам в День города?
— Все просто: я хочу пожелать, чтобы все североморцы любили и гордились нашим городом. У Североморска есть героическое прошлое, но если мы будем им гордиться, тогда, не сомневаюсь, у города будет светлое будущее.
— Спасибо за беседу!
Анна ВИХРОВА,
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА.