Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Флагман Северного флота

20 лет назад на борту тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» был поднят Военно-морской флаг и корабль вошел в состав Северного флота. Произошло это событие 18 апреля 1998 года в Североморске. В том, что день самого большого в мире действующего неавианесущего ударного боевого корабля совпал с днем флотской столицы, есть неслучайная взаимосвязь.

С Балтики на Север

За два десятка лет тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» стал, по сути, визитной карточкой нашей страны. Будучи самым большим в мире действующим неавианесущим ударным боевым кораблем, он олицетворяет собой ратную мощь и величие Военно-морского флота России, привлекает внимание мировой общественности в любом районе плавания и портах стоянки, вызывает невольное восхищение у соотечественников и даже у наших иностранных партнеров.

ТАРКР «Петр Великий» стал четвертым кораблем проекта 1144 классификации «Орлан» и единственным среди своих собратьев, находящимся в составе сил постоянной готовности. Его старший брат «Адмирал Нахимов» сейчас проходит в Северодвинске глубокую модернизацию.

Судьба крейсера «Петр Великий» непростая и во многом уникальная. В 1986 году он был заложен в Советском Союзе как «Куйбышев», затем получил имя «Юрий Андропов», а в 1992 году по решению Президента России был переименован в «Петр Великий».

- Строительство нашего корабля велось на ленинградском судостроительном предприятии «Балтийский завод» 10 лет, – рассказал командир корабля капитан 1 ранга Владислав Малаховский. – Его созданием занималась практически вся страна: от Прибалтики до Дальнего Востока были задействованы предприятия, поставлявшие различную технику, вооружение, оборудование, инженерные сети.

Завершающий свою крейсерскую  серию «Петр Великий» изначально предназначался для Тихоокеанского флота. Однако в силу объективных причин, когда корабль в 1996 году проходил в Заполярье второй этап государственных испытаний, руководство Министерства обороны приняло решение оставить его в составе сил Северного флота. Сказалась близость Мурманской области к Санкт-Петербургу, что позволило снизить расходы на ходовые испытания и техническое обслуживание корабля представителями промышленности.

20 лет назад

О значимости введения в строй этого крейсера говорит тот факт, что работой госкомиссии по его приемке руководил заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Касатонов. Государственные испытания морского исполина проходили на Северном флоте один год и четыре месяца и завершились подписанием акта приемки. 18 апреля 1998 года в Североморске на крейсере «Петр Великий» был поднят Военно-морской флаг и он вошел в состав Военно-морского флота и соединения ракетных кораблей Северного флота.

- Я пришел служить на «Петр Великий» в декабре 1998 года на должность заместителя командира зенитно-ракетного дивизиона ракетно-артиллерийской боевой части. Это был период, когда шли интенсивные выходы в море, выполнение стрельб, отработка боевых упражнений, - вспоминает Владислав Малаховский, выпускник Калининградского высшего военно-морского училища.

Командир флагмана Северного флота начинал офицерскую карьеру в 1995 году со службы на однотипном крейсере «Адмирал Нахимов». Получив через три года назначение на «Петр Великий», молодой офицер с головой погрузился в наработку опыта эксплуатации и использования материальной части, руководство подчиненными. Постепенно он прошел все ступени служебной лестницы и в ноябре 2010 года возглавил экипаж. Владислав Малаховский стал шестым командиром ТАРКР «Петр Великий», продолжив укреплять крейсерский характер корабля и слаженность его большого экипажа вслед за предыдущими командирами – Евгением Добрышевым, Сергеем Васильевым, Владимиром Касатоновым, Владимиром Якушевым и Феликсом Меньковым.

- Начиная с 2003 года крейсер активно задействован в мероприятиях боевой подготовки, - сообщил командир. – Первые большие учения он прошел в 2003 году в составе отряда боевых кораблей на Балтике. Так что в 2017 году «Петр Великий», когда следовал в Кронштадт на главный военно-морской парад, вновь проходил Балтийские проливы – и это было для нас не в новинку.

Атомный исполин

Главной особенностью крейсера является наличие двух атомных установок. Это не только делает безграничными дальность плавания и продолжительность автономности ТАРКР, но и накладывает огромную ответственность на весь экипаж с точки зрения эксплуатации, обслуживания и применения.

Величественно возвышаясь в общем строю, крейсер впечатляет обывателей своими размерами. Длина корабля 250 метров, ширина – 28 метров. Протяженность его коридоров составляет более 20 километров. На крейсере 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты достигает 59 метров.

Предназначенный для поражения крупных надводных целей противника, обеспечения комплексной противовоздушной и противолодочной обороны соединений боевых кораблей, крейсер «Петр Великий» несет на своем борту самое современное вооружение. Ему нет равных как по числу типов оружия, так и по его количеству.

Корабль оснащен комплексами ракетно-артиллерийского вооружения для уничтожения морских целей, противовоздушной обороны корабля, поражения самолетов и противокорабельных ракет, имеет противолодочные ракетные комплексы для борьбы с подводными лодками противника.

«Петр Великий» прошел славный путь, насыщенный дальними плаваниями, международными учениями и боевыми дежурствами. Остановимся лишь на самых значимых из них. В 2008-2009 годах корабль выполнил задачи боевой службы в Средиземном море, Атлантическом океане, в том числе у берегов Южной Америки, в Индийском океане и Аденском заливе. Тогда крейсер впервые пересек экватор в «золотой точке» и совершил заход в порт Кейптаун (ЮАР), где корабли флота России в последний раз побывали в 1903-1904 годах. Памятен тот поход для североморцев и задержанием группы сомалийских пиратов в Аденском заливе.

В 2010 году «Петр Великий» участвовал в масштабном оперативно-стратегическом учении Вооруженных сил РФ «Восток-2010», в которых были задействованы сразу три флота: Северный, Тихоокеанский и Черноморский. В 2012 году крейсер впервые решал задачи боевой службы в совершенно новом для экипажа районе – Арктике. Особенным этот дальний поход стал для капитана 1 ранга Владислава Малаховского, под командованием которого корабль в первый раз отправился в дальнее плавание. До назначения на должность командира Владислав Владимирович четыре года был старшим помощником командира, участвовал в дальних походах в Аденском заливе, Индийском и Тихом океанах, поэтому в море чувствовал себя уверенно.

С сентября 2013 года по май 2014-го корабль совершал длительное плавание сначала в Арктику, а затем в Средиземное море. Этот поход стал самым продолжительным и составил почти 9 месяцев. Тогда крейсер принял участие в международной операции по вывозу химического оружия с территории Сирии.

Последний из восьми дальних походов проходил в 2016-2017 годах в Средиземном море. Впервые в истории североморцы выполняли государственные задачи, направленные на уничтожение вооруженных формирований международного терроризма на территории Сирийской Арабской Республики. По его итогам весь экипаж был удостоен медалей «За участие в военной операции в Сирии».

Флагману – особое внимание

Важно отметить, что на борту «Петра Великого» побывали все президенты России и наблюдали за ходом важнейших учений флота. В 1998 году крейсер посетил Борис Ельцин. В 2005 году более суток на «Петре Великом» находился Верховный главнокомандующий Владимир Путин и участвовал в выходе в море на учения Северного флота. В 2010 году Дмитрий Медведев, будучи Президентом России, побывал на крейсере, где наблюдал за кульминацией учения «Восток-2010».

Пять лет назад у корабля появилась еще одна историческая дата, соизмеримая по значимости с днем корабля: 10 января 2013 года  в Североморск специально прибыл Верховный главнокомандующий Владимир Путин и лично вручил экипажу орден Нахимова и орденский Военно-морской флаг.

- Крейсер «Петр Великий» стал первым кораблем в истории Военно-морского флота нашей страны, удостоенным столь высокой награды, которая была впервые вручена экипажу в мирные годы после Великой Отечественной войны, – подчеркнул командир корабля.

Владислав Малаховский отметил, что крейсеру при его неограниченных мореходных качествах требуется лишь своевременное пополнение запасов продовольствия – и можно длительно решать задачи в любом районе плавания. По условиям размещения личного состава и обитаемости экипажа «Петру Великому» нет равных. На борту корабля имеются спортивный и тренажерный залы, душевые, две бани с бассейном, библиотека, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви и формы одежды.

По мнению ветеранов, «Петр Великий» стал венцом инженерной мысли, вобравшим в себя все лучшее российского Военно-морского флота. И самую большую ценность представляют служащие здесь люди.

- Для корабля главное – походы, так как именно в море происходит сплочение экипажа, там он становится одной семьей, обостряется чувство товарищества, - сказал командир капитан 1 ранга Владислав Малаховский. – Военнослужащим я постоянно подчеркиваю, что на корабле лишних людей нет, труд каждого важен для достижения результата. Именно поэтому мне сложно назвать лучших моряков, так как каждый старается трудиться на совесть и гордится службой на флагманском крейсере.

Ольга ВОРОБЬЕВА. Фото из архива корабля.
"Североморские вести" №16  2008г.

x