Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

СТК 10 лет!

Жители Североморска давно привыкли, включая телевизор, видеть знакомые лица, теплые улыбки и получать самые актуальные новости нашего ЗАТО пять дней в неделю. Так было и в девяностые, и в двухтысячные.

Тем не менее, Североморский телевизионный канал еще молод, ему исполнилось всего 10 лет. Основан он был в ноябре 2011 года, а первый новостной выпуск увидел свет 7 ноября.

Почему же кажется, что СТК был с нами всегда? Все дело в том, что он пришел на смену телевидению Северного флота, расформированному в июне 2011 года. Тогда на флоте началась оптимизация, многие организации сокращали, и ТВ СФ тоже не уцелело. Однако администрация муниципалитета решила, что телевидение городу необходимо, и уже через полгода была создана студия аудио-, видеозаписи в составе Центра социокультурных технологий, в задачи которой входило создание видеоархива города. А благодаря сотрудничеству с компанией «РС Телеком» начал выходить в эфир Североморский телевизионный канал.

Большая удача, что Северный флот отдал новому телевидению оборудование ТВ СФ: приказом министра обороны оно было передано из федеральной собственности в муниципальную.

Очень ждали возобновления работы люди, ранее работавшие на флотском ТВ. Новый коллектив почти полностью сложился из его состава: возглавил СТК Юрий Мороз, к любимому делу вернулись Александр Клоков, Станислава Красильникова, Наталья Некрасова, Павел Тимофеев, Андрей Антонов, к ним присоединилась Александра Стекольщикова, а вскоре в команду влилась Олеся Хованцева.

Как рассказывает Юрий Николаевич, временно, пока в помещении на ул.Адмирала Сизова шел ремонт, студия СТК размещалась и записывала выпуски в ДК «Строитель».
А дальше СТК расцвел: ремонт в помещении, закупка новых камер и штативов к ним, приобретение телесуфлеров, компьютеров для монтажа, телевизионного крана, квадрокоптера... В прошлом году благодаря администрации города удалось обновить микшерский пульт и приобрести новую камеру.

Сегодня СТК входит в состав Североморского информационно-аналитического центра. Возглавляет редакцию Станислава Красильникова.

Станислава Красильникова, главный редактор телеканала:

- На канале работает порядка десяти человек, трудно сказать более определенно: кто-то на полставки трудится, кто-то в декрете, какие-то должности временно вакантны. Есть 4 журналиста, они же ведущие программ – это Наталья Некрасова, Олеся Хованцева, Людмила Романова и я. Два оператора, из которых один – Иван Асташкин – недавно, к сожалению, уволился, остался Максим Нагайчук, сейчас активно ищем второго. Есть монтажеры, специалист компьютерной графики, инженер.

Журналист всегда работает в связке с оператором, поэтому составляется график, где указывается, кто, с кем, во сколько и куда направляется. Монтажер тоже должен быть в курсе того, что у него сегодня будет в работе. Для каждой программы пишется сценарий. Потому что операторы и режиссер на записи должны знать, в какой момент
переключать камеры на пульте. А монтажер – понимать, какой материал идет первым, какой – вторым, где нужно поставить видеоряд на панель, где – перекрыть картинками ведущего, а где указать телефон или адрес. Только благодаря такому сценарию он и способен собрать выпуск новостей.

К человеку, работающему в кадре, кстати, предъявляются особые требования: безупречная дикция, телегеничная внешность, умение держаться. Штат у нас небольшой, поэтому профильных журналистов нет, то есть далеко не всегда корреспондент освещает любимую тему. Все должны быть универсалами, стараться разбираться во всем. Основным контентом были и остаются новости, делать большие развлекательные проекты возможностей немного.

Как рождаются сюжеты? Обычно это два варианта: либо журналист сам находит тему, ему интересно рассказать о тех или иных людях, событиях, транслировать какую-то актуальную информацию, либо нас информирует о проведении каких-либо мероприятий городская администрация, какие-то учреждения, просто знакомые.

В целом коллектив – механизм непростой, но это одна семья, это энтузиасты своего дела, для которых работа является одновременно и хобби. При этом коллеги должны уважать друг друга, стараться поддерживать и понимать с полуслова, что особенно важно во время работы «в полях». Работа ненормированная. А значит, нужно уметь договариваться, идти навстречу. В качестве примера: если я прошу нашего монтажера Сергея Кондратьева поработать в храме на ночной трансляции пасхальной службы, ясно, что я не стану вызывать его из Мурманска на поднятие флага к 8 утра. То есть руководитель должен быть под стать, творческими людьми нельзя управлять авторитарно, хотя порядок, конечно, поддерживать необходимо.

Дмитрий Телятников, инженер-электроник:

– Интерес к электронике у меня с детства. Раньше, когда еще не было интернета, читал журналы, узнавал о новых технологиях. В СТК тружусь девять лет, начинал оператором. Сложно ли разбираться? С нуля, конечно, человеку будет тяжело, а если постепенно погружаешься в этот мир, интересуешься, узнаешь новые термины, то нет. По сути, исполняю обязанности IT-специалиста.

Современную ТВ-студию невозможно представить без огромного количества техники. На СТК в моем ведении порядка 20 компьютеров, я должен следить за их тех-
ническим состоянием. Если перестала работать локальная сеть, пропал интернет, программа не работает, спешу на помощь. Кроме того, на мне настройка принтеров, камер, прочего видеооборудования. Установка и подключение нового оборудования. Составляю также плейлист на ТВ-эфир.

Интересно познавать что-то новое. Как, к примеру, настраивать локальную сеть, как сделать несколько подсетей. Технологии не стоят на месте, надо отслеживать. Где-то можно найти новую программу, которая облегчит тебе жизнь, а где-то можно поставить удаленную, чтобы контролировать процесс на расстоянии. Сейчас компании часто выпускают обновления, что может приводить к сбоям. Бывает, можно по удаленке пару кнопок нажать и все исправить. Удобно в интернете искать ответы на вопросы или на форумах могут подсказать.

Еще я обслуживаю компьютеры и прочую технику на радио «Север-ФМ» и в «Североморских вестях». Параллельно работаю на телеканале «Звезда». Там немножко иная задача – передача через спутник видеосигнала на Москву. Есть ли для меня трудности? Только то, что в сутках лишь 24 часа.

Максим Нагайчук, оператор:

– Раньше я жил в Москве, работал три года в РИА Новости. На ток-шоу «Говорим и показываем», «Все будет хорошо» на НТВ стоял «на рогах». Это так на сленге называют камеры, где фокус и все управление выведено на ручки. Учился на вечернем отделении в гуманитарном институте телевидения и радиовещания. А вообще, фотографией занимался с детства, еще пленочной. Даже в конкурсах участвовал.

Как работает телеоператор? Набирает планы, которые были бы монтажны. Есть определенные законы монтажа, которые придумали еще Дзига Вертов и Эйзенштейн. Общий план должен сменяться более детальным, потом – средним. В эфирах тоже принимаю участие, готовлю студию, как оператор, как режиссер переключаю камеру, устраняю недочеты.

Что самое трудное? Штатив за собой таскать (Смеется). На самом деле, это успеть заснять происходящее, ведь нельзя сказать участникам события «эй, товарищи, подождите, мне надо план или ракурс поменять». Надо успевать уловить все важное, иногда не удается набрать столько «картинок», сколько нужно.

Самое интересное? Для меня это движение, перемещение по городу, вовлеченность в гущу событий. Бываешь в таких местах, в которых сам бы, возможно, никогда не побывал. Знакомишься с интересными, творческими людьми, VIP-персонами. В конце концов, когда глава города тебя знает и здоровается за руку, это тоже приятно.

Александр Клоков, режиссер:

– Я пришел на телевидение в 1994 году, тогда еще на ТВ СФ, вместе с другом. Сейчас он работает на «России 24» в Северо-Западном бюро, а я на СТК. Молодым тогда парням было интересно все это оборудование фирменного японского производства, военные со своей боевой техникой. Потом уже я окончил в Санкт-Петербурге институт кино и телевидения.

Моя задача сейчас – делать самые ответственные материалы. Скажем, «Теледиалог», документальные фильмы, проекты, программы. Самое интересное – съемка документальных фильмов с игровыми элементами, где действительно можно почувствовать себя режиссером.

Монтажем тоже занимаюсь. Объясню принцип. Оператор отснял, а я монтирую, выбирая кадры так, чтобы это было комфортно для восприятия, поэтому существуют определенные законы монтажа. Мерило планов – человек. Во весь рост – это общий план, по плечи – крупный план, в кадре глаза – это деталь. Как человек воспринимает изображение? Сначала он, к примеру, смотрит на картину в общем, а потом – начинает вглядываться в детали. Так и тут.

Кроме того, монтажер должен выровнять звук, добавить начитку корреспондента и отрывки из интервью – так называемый синхрон. (Его так называют по старинке, потому что раньше видеопленка и микрофон существовали отдельно друг от друга и их нужно было синхронизировать). Интершум при этом должен быть на несколько децибел ниже голоса журналиста.

Эфир тоже готовлю, когда люди в отпуске. Есть монтажная программа, в которой выстраивается эфир: дикторы, сюжеты, подкладки, видеозаписи и прочее. Создается файл, который отправляется на эфирный сервер. Там еще добавляются рекламные блоки, заставки, отбивки, социальная реклама. Все это превращается в эфирную сборку. Наша задача ровнехонько заполнить 60 минут. Включаемся врезками на канале «360°».

Наталья Некрасова, журналист:

– На ТВ СФ я пришла почти 23 года назад и спустя два месяца уже выпустила свой первый фильм. Вскоре поняла, что без хорошего знания русского языка в профессии не обойтись, поэтому поступила на филологический факультет педуниверситета.

Студия Североморского телевидения маленькая, поэтому мы делаем все: и новости, и документалку, и программы развлекательно-познавательного характера, и эфиры ведем. Хотя понятно, что корреспонденту больше всего нравится делать что-то свое. Многие вспоминают программу «Гав-стори», где в роли телеведущей выступала моя собака – лабрадор Бэлла, которая ходила знакомиться к разным собакам и кошкам. Я сама ее озвучивала, а также привлекала к озвучке своих коллег. Увы, сейчас возможности снимать программу нет, и я по ней скучаю не меньше, чем маленькие телезрители.

Что нужно, чтобы получился хороший репортаж? Разбираться в теме. Если она для тебя новая, следует изучить все, что может потребоваться. Например, тема ЖКХ тоже была для меня когда-то новой, я не всег-да разбиралась в счетчиках, трубах, гигакалориях и тому подобных вещах. Приходилось изучать Жилищный кодекс, техническую документацию. Чтобы донести что-то до людей, нужно, прежде всего, самому в этом разобраться.

В редакцию часто звонят жители с различными жалобами. Например, течет батарея. Но мы же не можем им выслать слесаря. Люди, особенно старшего поколения, плохо понимают, что такое управляющая компания, кто за что отвечает. Объясняем, даем алгоритм действий. Моя коллега Олеся Хованцева может по часу терпеливо выслушивать жалобы пожилых людей, но такова участь всех журналистов. Работа на телевидении – это то, чему нужно отдать душу, время. Иногда намного больше, чем хотелось бы. Но мы очень любим свою работу и зрителей.

Павел Тимофеев, художник компьютерной графики:

– Когда-то давно, в 2004 году, пришел на ТВ помочь в оформлении программ, с тех пор так и работаю. Тогда тенденция была – мода на графику, дизайн, всякие вставки. В прежние-то времена такого не было. А я художник по жизни, рисую картины. Нет, нигде не учился, просто талант (Смеется).

Недавно, с 1 октября, начался новый сезон. Я создал новую виртуальную студию. Каким образом? Есть хромакей, с помощью которого можно заменить в кадре фон. А вообще, на мне лежит не только «одежда» студии, но и всего телеканала: заставки, отбивки. Я же создавал Элеонору Ясную, которая вела прогноз погоды. Сколько проектов сделано, не перечесть. Какой лучший? Надеюсь, он еще впереди.

На самом деле, круг задач – очень широкий. Делаю все, что требует какого-то художественного решения. Я и настенный календарь организаций на 2021 год делал, сейчас занимаюсь стендами, есть и другие проекты. Времени не хватает, обязанностей много, коллектив небольшой, постоянно отвлекаюсь, а хочется больше творить. На крупных-то каналах по сто человек работает, и каждый своим делом занят.

Олеся ХОВАНЦЕВА, журналист:

– Я работаю на телевидении с 1 октября 2012 года и счастлива, что попала в такую невероятную команду – творческих, активных, знающих, вдохновленных любимым делом, сердечных коллег, ставших мне настоящими друзьями, второй семьей!

Я благодарна судьбе за знакомство, общение и работу со всеми, кто за эти 10 лет плечом к плечу трудился и продолжает трудиться на ТВ!

Таким коллективом «старичков» и «новичков» можно и нужно гордиться!

Подготовили Елена ЗАХАРОВА и Игорь Глуцкий. Фото Льва Федосеева.
Опубликовано в "СВ" №45 от 12.11.2021.

Добавить комментарий
x