К юбилею Североморска мы публикуем материалы об истории города. Неотъемлемой частью городской инфраструктуры являются трапы.

" /> Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Пешеходные вертикали

К юбилею Североморска мы публикуем материалы об истории города, его застройке, и помогают нам в сборе информации старожилы флотской столицы, делясь своими воспоминаниями. Неотъемлемой частью городской инфраструктуры являются трапы.

Трап к центру города

В начале 1990-х годов жители домов по ул.Душенова, 18, 20, 22, 24, 26, а также девятиэтажек на ул.Полярной наблюдали из окон процесс строительства трапа, который должен был соединить микрорайон ул.Полярной с центром города. Среди тех, кто приложил руку к созданию этого трапа, был Борис Николаевич Кочеулов, в то время инженер отдела «Генеральных планов и аэродромов» Военморпроекта (ВМП).

Этот трап намечался давно, но лишь со сдачей 9-этажных домов ул.Полярной строительству дали зеленый свет. После завершения жители целого микрорайона смогли бы попасть в центр города всего за несколько минут. Ведь это кратчайший путь между ул.Полярной и ул.Душенова без ожидания на остановках, толкотни в автобусах или долгого пешего обхода через полгорода. Помогала военным инженерам начинать работу над проектом главный архитектор Североморска Людмила Федоровна Федулова.

– Как мы трапы проектировали, так их и строили по типовому проекту – у ДОФа, в Средней Ваенге, на ул.Корабельной… везде, – вспоминает Борис Кочеулов. – Работа по выбору трассы, конструкции трапов, объема работ производилась в нашем проектном отделе «Генеральных планов и аэродромов», фундаментное основание, как правило, – в архитектурно-строительном отделе (или опять же в нашем). Освещение – электротехнический отдел, смета – сметный отдел. Назову исполнителей в нашем отделе: Ю.Литвинов, А.Панов, В.Кузнецов, Е.Шестакова, Н.Трифанова и другие, включая меня.

Изначально трап от ул.Полярной к ул.Душенова я запроектировал, прижимая его к земле с целью экономии бетона. Получился длинный трап, снизу (ул.Душенова) уходящий сначала вправо, затем влево и, наконец, по прямой выходящий на ул.Полярную. Но строители СВМС предложили и получили разрешение сделать стойки (опоры) под трап из металлических труб, а не строить бетонный ленточный фундамент. Подобные рационализаторские предложения бывают в практике строительства при экономическом обосновании удешевления строящегося объекта. Построенный трап отлично вписался в городскую застройку и полностью оправдал себя за эти годы. Вот уже 30 лет североморцы, спускаясь вниз, пробегают 225 ступеней, и эти же 225 ступеней приходится мужественно преодолевать, поднимаясь вверх.

Трубы или бетон?

По словам Сергея Дюндина (ветерана-североморца), трап с ул.Полярной до ул.Душенова строил прораб Борис Селиванов. Почему на трубах? По-другому не получилось бы из-за крутых уклонов. Трап на трубах был построен от ул.Адм.Сизова, 8, до здания народного суда по ул.Душенова, 14. Строило трап УНР в/ч 83534. Этот опыт ранее применялся и в 1986-1987 годах, когда возводили трап от ул.Северная Застава, 26, на ул.Гаджиева. И здесь тоже уклоны были такие, что бетонные ленточные фундаменты не подошли – только трубы. Согласовывал использование металлических труб под опоры трапа главный инженер УНРа Александр Солодарь.

Трапы на ленточных бетонных фундаментах сегодня можно встретить в любой части города. К примеру, трап 1975 года постройки, ведущий с ул.Корабельной вниз на ул.Сивко.

А широкий 4-метровый трап от ул.Северной, 27, вниз на ул.Саши Ковалева, 6, изначально имел в проекте только две ленты бетонного фундамента. Но перед началом строительства к проектировщикам пришли строители, сомневающиеся, а не провалится ли настил. Подумали, посчитали – получилось удорожанье. Но правы оказались строители – и третью бетонную ленту построили посередине, оптимально распределив нагрузку на полотно трапа.

Все в строю

Новых трапов последние десятилетия в Североморске не возводят, зато за несколько лет удалось капитально реконструировать все самые крупные. Ведутся и текущие ремонты, в прошлом году было отреставрировано порядка 20 трапов – это замена настилов, косоуров (несущих элементов), лестниц, уголков.

Составлен план и на 2021 год. Капитальный ремонт ждет 4 трапа: в п.Сафоново – по ул.Школьной, 11 и 13; в районе ул.Елькина, 2, в п.Сафоново-1. А в городе – по адресу ул.Адм.Сизова, 14, а также будет реконструирован лестничный пролет в районе ул.Морской, 5, и разработана проектно-сметная документация в отношении бетонного трапа, расположенного по ул.Инженерной, 4, который будет расширен с обустройством пандусов для колясок.

В том, что трапы еще долгие годы будут изюминкой флотской столицы, сомневаться не приходится. Альтернативу пешеходным вертикалям если и придумают, то нескоро.

По материалам Б.Н.Кочеулова, Наталья СТОЛЯРОВА.
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА и из открытых источников.

Опубликовано в №14 "СВ" от 09.04.2021г.

Добавить комментарий
x