Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Владимир Спиваков: "У меня есть волшебная палочка"

1 октября - Международный день музыки

Незабываемый подарок истинным любителям классической музыки и тем, кто только пытается разобраться в ее сокровищницах, был преподнесен 29 сентября. На сцене североморского Дворца культуры «Строитель» в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» состоялся концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Теодоровича Спивакова.

Программа состояла из произведений Эдварда Грига и Петра Ильича Чайковского.

Это было грандиозное зрелище, только представьте: на сцене ДК одновременно более сотни профессиональных музыкантов, представляющих собой цвет российской музыки во главе с непревзойденным маэстро – Владимиром Спиваковым.

Перед началом выступления Владимир Теодорович и директор оркестра Георгий Агеев ответили на несколько вопросов североморских СМИ. Нельзя не отметить, что в личном контакте известные люди оказались простыми, милыми и общительными.

Итак, вопросы директору Национального филармонического оркестра России Георгию Агееву:

- Георгий Евгеньевич, поездки огромного коллектива музыкантов, их размещение, перевозка инструментов – это все кажется таким обременительным. Зачем это Вам? Вы считаете это формой миссионерства? Классическая музыка спасет мир?

- На этот вопрос не ответить и в рамках целого интервью. Миссионерство – это, безусловно. Еще говорят сейчас «визионерство». Мы считаем, что обязаны в своей стране работать больше, чем за рубежом. Это было одним из условий создания нашего оркестра в 2003 году. Спиваков, когда ушел из Российского национального оркестра, вел переговоры с Президентом РФ Путиным. Был такой вариант, что Владимир Теодорович уедет после этого работать по контракту за границу.

Президент спросил: «Вы хотите взять какой-либо из существующих коллективов (имея в виду элитные – Большой театр, московские консерваторию, филармонию или любой оркестр)?». Тот ответил: «Нет, хочу создать новый оркестр». Президент: «А сможете создать такой, какой был у Мравинского в С.-Петербурге? Я, когда рос, ходил на его потрясающие концерты». Спиваков: «Попробую». Дальше речь зашла о том, что это должен быть национальный оркестр страны. Путин спрашивает: «Что для Вас значит «национальный»? - и сам отвечает: - По моему мнению, это такой, который в своей стране работает больше, чем представляет ее как визитную карточку за рубежом. Вы готовы ездить с гастролями по стране?» Спиваков: «Я же с «Виртуозами Москвы» все время езжу». Путин: «Я очень рассчитываю, что ваш оркестр будет ездить по стране, от севера до юга и от запада до востока». Так и получилось. Больше нас ездит только Валерий Гергиев со своим знаменитым поездом Московского пасхального фестиваля.

В рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» мы стараемся играть в одном городе 3-5 различных программ. Таких городов, в которых нам это делать уже привычно, в России много – это Пермь, Омск, Уфа. Мурманск для нас тоже постоянный партнер. Мы, кажется, здесь уже в четвертый раз. Здесь для нас идеальные условия. Не смейтесь. Притом, что филармония здесь не очень большая с точки зрения размещения на сцене состава нашего оркестра. А у нас более ста человек. Зато она в образцовом состоянии, у нас в России мало филармоний, находящихся в таком материально-техническом состоянии. У вас потрясающая гостиница, нас изумительно принимают, нас безумно вкусно кормят. У нас нет никаких проблем. Может, есть города красивее, чем Мурманск, но нет гостеприимнее. Нравится и его чистота.

- Вы работаете в тандеме с маэстро, насколько это сложно, ответственно или, скажем, интересно, почетно?

- Да все это вместе. И сложно, и ответственно, и почетно. Мы же с Владимиром Теодоровичем очень похожи. Я не очень верю в мистику, но у нас с ним разница в днях рождения в один день. У меня 11 сентября, у него – 12-го. Работаем вместе 25 лет. До этого я работал с другим великим русским дирижером Евгением Светлановым и возглавлял Государственный оркестр России. Светланов как характер посложнее будет. Со Спиваковым мы вместе уже столько лет, что понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда, полувздоха. Для меня это счастье. Состав нашего оркестра каждый год немножко обновляется, улучшается. Всмотритесь в лица исполнителей, как они красивы, вдохновенны. Нам хорошо вместе.

- А сколько времени Вы проводите вместе с маэстро?

- На гастролях постоянно. А так у него в Москве есть много других, общественных обязанностей. Но мы регулярно созваниваемся. В доме музыки, как правило, общаемся не меньше часа в день. Нас связывает и Сати (супруга Спивакова - авт.), с которой мы вместе учились в ГИТИСе, она моя подруга с институтских времен. У нас много общего и в духовном плане, и во всех остальных.

Затем к журналистам подошел главный дирижер оркестра маэстро Владимир Спиваков:

- Владимир Теодорович, Вы много путешествуете по миру. Ценители искусства везде разные, скажите, как Вы оцениваете в этом плане северян?

- Мы здесь далеко не впервые, и это уже о многом говорит. Существует человеческое притяжение. Мы приезжали сюда, когда случилась трагедия с самолетом, на борту которого были северяне, погибло много людей. Разделенное горе – это половина горя, а разделенная радость – это двойная радость. Мы играли грустную музыку, соответствующую моменту, чувствовали близость душ. Стараемся бывать именно в тех местах, в которых чувствуем, что мы нужны. Классическая музыка – особая вещь, в ней нет агрессии. Она призывает к состраданию, милосердию, вместе с тем, к ответственности.

У нас в оркестре есть семейная пара, дети которой служили в Североморске. Надо было слышать, как они вспоминали о том, как счастливы были здесь служить и хотели бы сюда вернуться – полюбили этот северный край. Открою вам тайну – у меня какое-то особенное чувство к морякам. Я считаю, что это настоящие защитники, на которых можно положиться, верные долгу люди. С трепетом к ним отношусь за честность, стойкость духа.

- Главный инструмент дирижера – это палочка. Какая она должна быть? Как часто ее нужно менять? Может быть, у вас она волшебная?

- Ну, вообще, конечно, не палочка главный инструмент дирижера, а душа, сердце и ум. (Улыбается). Палочка существует для того, чтобы дирижер был виден со всех сторон. Когда в оркестре сто человек, то это точка притяжения. При этом некоторые дирижеры дирижируют руками. Но представители старой школы, как правило, пользовались палочкой.

Менять – не менять? У меня есть волшебная палочка – это мой талисман, подаренный одним гением. Речь о Леонарде Бернстайне. Произошло это в Зальцбурге на Дне рождения Моцарта, где я играл концерт. После концерта он ко мне подошел и сделал такой трогательный подарок. Я ее храню, она старого образца, он сам ее чинил, клеил. Пробковая ручка, которая упирается в ладошку. Сейчас современные палочки особенно японцы хорошо делают. Ею даже можно бить по пульту. (Улыбается). Кстати, одну палочку мне подарили во Франции – она принадлежала выдающемуся итальянскому дирижеру Артуро Тосканини. Она вообще интересная, деревянная, изогнутая и огромного размера. Он был очень темпераментным человеком, южных кровей, и рассказывают, что в порыве экстаза на сцене он бил ею случайно подвернувшихся под руку музыкантов.

В заключение маэстро отметил, что ему очень понравился Дворец культуры «Строитель», который, по его мнению, находится в отличном состоянии.
В рамках трехдневных гастролей в Заполярье два концерта московские гости дали также в филармонии столицы Кольского края. Программа первого выступления была та же, что и в Североморске, а во время второго прозвучала музыка из классических опер. Поддержку гастролям оказало правительство Мурманской области. Видеотрансляции из зала филармонии велись в виртуальные концертные залы, оборудованные в Апатитах, Мончегорске, Полярном.

Игорь ГЛУЦКИЙ. Фото Льва ФЕДОСЕЕВА.
Опубликовано в "СВ" №39 от 01.20.2021.

Добавить комментарий
x