Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Война глазами адмирала

В Североморск приехала съемочная группа, работающая над документальным фильмом на основе дневника адмирала Арсения Головко, командовавшего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны.

Режиссер Дарья Хренова – коренная москвичка, автор документальных фильмов на самые разные темы. Это не первая ее встреча с Кольским Заполярьем. Прошлым летом Териберка встретила Дарью почти тропической жарой, зато в этот приезд Север показался «во всей красе». В среду на Приморской площади, где съемочная группа ждала начала репетиции парада ко Дню ВМФ, хозяйничал ледяной ветер, то и дело срывался дождь. Все в куртках, шапках, капюшонах и с озябшими руками. Благо, в ближайшем «Военторге» нашлись спасительные перчатки. Всего на несколько дней разминулись наши гости с солнечной погодой.

– Мы приехали втроем, – рассказывает Дарья. – Со мной работает прекрасный оператор Александра Иванова, мы сняли с ней много фильмов. А также актер театра и кино Владислав Шкляев, он заинтересовался процессом создания документального кино и присоединился к нашей группе в качестве ассистента.

Север притягивает

К Северу Дарью тянет давно. Привлекает его оторванность от центра, ритм жизни и особенная природа.

– Еще когда снимала фильм «Поморы. Первые в Арктике» лет десять назад, поразило ощущение аутентичности, как будто находишься в каком-то другом мире.

Кинотур по северным локациям, в который Дарью Хренову пригласили год назад организаторы мурманского кинофестиваля «Северный характер», только усилил эти впечатления.

– Очень запал в душу мох тундровый и все эти 50 оттенков зеленого. Нас возили и в Титовку, и в Долину Славы. И появилась мысль, что интересно было бы подчеркнуть визуальный конфликт северной природы и боевых действий. Военные события и природа здесь изначально находятся в каком-то несоответствии.

И когда компания «Телескоп фильм» предложила режиссеру подать заявку на конкурс Министерства культуры РФ, Дарья вспомнила о дневнике Арсения Головко, в котором адмирал писал о первых днях войны в Заполярье, успехах и неудачах, о том, как принимались ключевые решения, готовилась наступательная операция. Заявка прошла, средства были выделены – и началась работа. Вернее, творчество.

– Это новый для меня опыт, но я вижу, что в документалистике творчества даже больше, чем в игровом кино, где нет подобных процессов, – вручив дамам перчатки, буквально на мгновение подключился к разговору Владислав Шкляев. – Здесь ты наблюдаешь, как у человека рождается какое-то новое видение и воплощается прямо на площадке.

Серьезная Александра Иванова в беседе не участвовала – погрузилась в творческий процесс.

О чем кино?

– Об Арсении Головко как о личности снято много фильмов, – продолжает Дарья. – Мне хочется рассказать именно про оборону Заполярья и сомкнуть это, как я уже говорила, с местной природой, дать ощущение пространства. Дневники Головко я использую, скорее, чтобы показать сами военные события и героизм людей, которые воевали. В дневнике нет каких-то шокирующих фактов, но присутствует нормальная человеческая правда о войне, к которой мы все же были не готовы – деликатный момент, который замалчивают или опровергают.

На момент подачи конкурсной заявки Дарья еще не знала, что проживающий в Москве сын адмирала Головко, Михаил Арсеньевич, сейчас работает с записями отца и дополняет ранее изданный дневник новыми сведениями. Разумеется, это заинтересовало режиссера.

– Узнав, что мы начинаем снимать кино, он так вдохновился! Мы с ним уже много раз встречались, для него очень важно, что интерес к личности его отца и этим событиям не угас. И нас это тоже окрылило.

Каким образом будут воплощены авторские задумки, не раскрывается. Этот проект во многом – эксперимент, так как Дарья хочет отойти от телевизионной подачи.

В Североморске участники киноэкспедиции снимут подготовку к параду и сам парад в День Военно-морского флота как современную иллюстрацию к событиям прошлого. Ведь первый послевоенный военно-морской парад состоялся именно в Североморске (тогда еще Ваенге), и принимал его адмирал Головко.

– Кстати, перед вылетом в Мурманск у нас была съемка с Михаилом Арсеньевичем, и он рассказывал об этом моменте. Командующий вышел, поздравил всех с Победой. А в дневнике записал: «Ну вот, мы больше не нужны». Хочется вот эту – человечную – сторону привнести в наш фильм.

Дальше по плану – полуостров Рыбачий, Мотовский залив, Титовка, Западная Лица. Возможно, Порт Владимир.

– А потом я хочу еще порыться в архивах и использовать немецкие документы, чтобы наиболее точно воссоздать образ противника – а он был сильный, жестокий и подготовленный.

К концу года фильм должен быть готов. Будем ждать заветную ссылку на YouTube, Дарья обещала прислать.

Елена ЗАХАРОВА.
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА.

Дарья Хренова о себе и о профессии:

* Я выросла в семье кинематографистов. Мой дедушка Илья Трауберг и его брат Леонид Трауберг создавали с Сергеем Эйзенштейном и другими классиками советский кинематограф. Родители – выпускники ВГИКа. Кино и книги я любила, но была фанатичным биологом и собиралась заниматься этим всерьез. А потом взяла и поступила во ВГИК на киноведческий факультет. По окончании начала работать на канале «Культура», который тогда только организовался. Делала программы «Магия кино», «Документальная камера», «Шедевры старого кино». Работала там 10 лет и потом еще на других телеканалах. Но в какой-то момент уперлась в тупик, захотелось дальнейшего развития, и я ушла с телевидения, стала снимать авторские документальные фильмы. Мне хотелось больше погружаться в тему, работать с ней, а не торопиться сделать и сдать в эфир. И сегодня я занимаюсь тем, что мне действительно интересно.

* Проект, над которым я уже несколько лет работаю, – фильм-расследование про деда Илью Трауберга, советского режиссера. Он воевал в Великую Отечественную, а потом поехал в послевоенный Берлин, где возглавил студию социалистического кино и погиб при странных обстоятельствах.

* Свой дебютный фильм «Кто будет моим мужем?» (Документальная картина 2015 года, повествующая о девушке с инвалидностью, мечтающей найти спутника жизни. Фильм-победитель Международного кинофестиваля «Кино без барьеров» – авт.) я три года снимала сама, а потом получила поддержку Минкультуры. Кстати, министерство в этом смысле спасает часто. Другой источник финансирования – телеканалы, которые согласны вложиться в предложенный проект. Или это могут быть зарубежные субсидии. Все зависит от темы.

* Существует очень большая проблема с показом документального кино – и это больная тема для всех документалистов. У нас отсутствует система проката, поэтому каждый – кто во что горазд. На федеральные каналы не попасть. Договорился с Центром документального кино – показали там премьеру. Отправил фильм на несколько фестивалей. А дальше? В России, наверное, все документальные фильмы сгружаются в YouTube.

* Является ли авторское кино источником дохода или это больше про образ жизни? Скорее, это источник расходов. Смеюсь, когда говорят: «Ты столько работаешь, наверное, уже заработала на золотой дворец». Шесть лет назад я продала машину, чтобы снять фильм, и с тех пор так другую и не приобрела. И не то чтобы переживаю по этому поводу, хотя это неправильно и как-то очень по-русски. То, что получаешь, тратится на афиши, поездки на фестивали, следующее кино… Так что да, это все называется «образ жизни».

Опубликовано в №29 "СВ" от 23.07.2021г.

 

Добавить комментарий
x