33 Вокруг Рождества | Новости | Североморские Вести Североморские Вести
Авторизация
Забыли пароль? / Регистрация
Регистрация
captcha
Восстановление
captcha

Сегодня:

Вокруг Рождества

7 января 1991 года в России возродилось государственное празднование Рождества. Но если на Западе - это праздник больше светский, то в нашей стране он по-прежнему остается преимущественно религиозным.

«С нами Бог!»

«Человек потерял Бога, а Бог «потерял» человека», - говорит Церковь. Для того чтобы найти пропажу, воплощается Сын Божий, которого еще называют Словом Божиим. Слово - это символ. Посредством слова две стороны начинают понимать друг друга. Богочеловек соединил две природы: божественную и человеческую, связав в Самом Себе эти противоположности. Он возвращает земле Бога, поэтому и говорят, пророчествуя о нем: «С нами Бог!» Воплотившись, он принес мир в души людей, как говорят церковные учителя, мало того, что он родился на земле, ему надлежит родиться в душе каждого человека. Впустить же его под своды души способны лишь чистые сердцем, поэтому для большинства людей он так и остается неузнанным. Впрочем, сегодня возможны любые чудеса.
В день Рождества библейские волхвы–звездочеты принесли Иисусу из Вавилона дары. Нашли они его, следуя за звездой, о чем выведали из древних пророчеств. Волхвы подарили Христу золото как царю, ладан как Богу, и смирну как смертному человеку. (Смирной бальзамировали тела усопших). Эти дары хранятся на Афоне, мощи волхвов находятсяв Кельнском соборе. О Христе как историческом персонаже свидетельствуют нехристианские писатели Светоний, Тацит, Плиний и Иосиф Флавий. В IVв. в Вифлееме над пещерой Рождества царицей Еленой был построен храм.

Летоисчисление

Рождество и сегодня находит отражение в нашей жизни, с ним, например, связан календарь. В Римской империи в IV-VIвв. отсчет времени производился от года воцарения выдающегося императора Диоклетиана (284г.). Этот год был точкой отсчета новой эры - «эры Диоклетиана». В Церкви ее называли «эрой мучеников», потому что данный правитель был жестоким гонителем христиан. К VIв. христианство получило государственное признание. Папа Римский поручил ученому монаху Дионисию Малому составить пасхальную таблицу на последующие годы, при составлении которой тот посчитал дурным тоном вести отсчет от воцарения Диоклетиана и, произведя нужные вычисления, ввел новую точку отсчета – от Рождества Христова. В странах Западной Европы этот календарь вошел во всеобщее употребление. На Руси летоисчисление от Рождества Христова появилось спустя тысячелетие, его ввел царь Петр, а до этого счет велся «от сотворения мира».

Датировка

Апостолы могли знать дату Рождества, ведь они общались с Его Матерью. Проблема, однако, в том, что ранние христиане вообще не праздновали дней рождений. Для них главной датой считался день смерти, ибо он был днем рождения в жизнь вечную. Из-за такой в их глазах незначительности, подлинная дата Рождества могла быть утрачена. Однако уже в IVв. Римская Церковь начинает праздновать Рождество Христово, а с Vв. – праздник становится общегосударственным.
Дата 25 декабря (7 января по новому стилю) скорей всего выбрана произвольно. Как известно, с этого дня начинается увеличение светлого времени суток. Многие язычники праздновали этот день (в Риме это был День рождения непобедимого солнца, на Руси – Солнцеворот). Более подходящего дня для празднования Рождества, чем тот, когда свет начинает бороть тьму, трудно придумать. Не случайно, что и Христос именуется не иначе, как Солнце правды. Кроме того, Церковь зачастую учреждала праздники, руководствуясь миссионерскими и дидактическими целями, нередко накладывая христианские праздники на языческие, для искоренения сильных, но, по ее мнению, дурных обычаев.

Традиции

На Руси праздник Рождества как государственный учредил в Xв. князь Владимир. Среди народных обычаев празднования известно колядование. В законах Российской империи различалось благочестивое «славление Христа» с непристойными «игрищами».Под запрет попадали также и гадания, ибо в Библии – это смертный грех. «Посевание» зерен в первые дни нового года восходит к культу призвания нового урожая. Многие традиции позднего происхождения. В XVIIIв. из Польши пришел обычай вертепных кукольных театров, в которых разыгрывались сценки Рождества.
Только в конце XIXв. непременным атрибутом Рождества становится елка. И лишь в начале XXв. подарки стал приносить Дед Мороз. (Аналог Санта-Клауса - святого Николая Чудотворца). В период 1917-35гг. рождественские традиции государство искореняло. Однако, безуспешно. Изменив тактику, большевики стали их вводить в празднование нового года. С тех пор елка и другие рождественские атрибуты воспринимаются как новогодние. В 1937г., во время празднования Нового года в Доме союзов у Деда Мороза появляется внучка Снегурочка – персонаж русских народных сказок.
На разговение в праздник Рождества готовятся мясные блюда, например, свиные, среди которых поросенок жареный или фаршированная свиная голова. Ко двору придется также гусь с яблоками, заяц в сметане, жареное мясо, холодец, заливное и т.п. Готовятся всевозможные пироги и сладости.

Илья ВЛАДИМИРСКИЙ.Фото из архива редакции.

Добавить комментарий
x